Наука

Россияне об искусственном интеллекте

ВЦИОМ провел опрос россиян об их отношении к применению искусственного интеллекта (ИИ) в школьном образовании. Представляем основные результаты.

ЗА и ПРОТИВ

46% считает, что он не разрешил бы использовать ИИ своему ребенку для учебы в школе при подготовке домашних работ и заданий.

Полное одобрение использования ИИ по всем предметам выразили лишь 16% опрошенных, тогда как частичное (по отдельным дисциплинам) — 30%. В ответах четко прослеживается влияние поколенческого фактора – чем выше возраст, тем меньше поддержка применения ИИ.

А что в реальности?

10% россиян признались, что их ребенок использует нейросети в процессе обучения.

12% отмечают подобные факты среди детей родственников.

14% — среди детей знакомых.

34% считают, что никто в их окружении не пользуется ИИ.

А как с качеством образования?

46% опрошенных отмечает негативное влияние ИИ: скорее или значительно ухудшает качество полученных знаний.

24% россиян убеждены, что ИИ значительно или скорее улучшает освоение нового материала.

Новые возможности

помощь детям с ограниченными возможностями — 34%;

повышенная доступность образования для жителей удаленных регионов — 29%;

развитие цифровых навыков — 26%.

Основные риски

снижение умственной нагрузки, деградация — 36%;

отсутствие «живого» общения — 31%;

снижение мотивации к обучению, лень — 27%;

риск плагиата и списывания — 26%;

ухудшение критического мышления — 25%.

Выводы экспертов ВЦИОМ

Исследование демонстрирует амбивалентность общественного мнения: россияне видят как потенциал, так и угрозы ИИ в образовании. Перед обществом стоит задача найти баланс между запретительными мерами и бесконтрольным использованием технологий.