Россияне об искусственном интеллекте
ВЦИОМ провел опрос россиян об их отношении к применению искусственного интеллекта (ИИ) в школьном образовании. Представляем основные результаты.
ЗА и ПРОТИВ
46% считает, что он не разрешил бы использовать ИИ своему ребенку для учебы в школе при подготовке домашних работ и заданий.
Полное одобрение использования ИИ по всем предметам выразили лишь 16% опрошенных, тогда как частичное (по отдельным дисциплинам) — 30%. В ответах четко прослеживается влияние поколенческого фактора – чем выше возраст, тем меньше поддержка применения ИИ.
А что в реальности?
10% россиян признались, что их ребенок использует нейросети в процессе обучения.
12% отмечают подобные факты среди детей родственников.
14% — среди детей знакомых.
34% считают, что никто в их окружении не пользуется ИИ.
А как с качеством образования?
46% опрошенных отмечает негативное влияние ИИ: скорее или значительно ухудшает качество полученных знаний.
24% россиян убеждены, что ИИ значительно или скорее улучшает освоение нового материала.
Новые возможности
помощь детям с ограниченными возможностями — 34%;
повышенная доступность образования для жителей удаленных регионов — 29%;
развитие цифровых навыков — 26%.
Основные риски
снижение умственной нагрузки, деградация — 36%;
отсутствие «живого» общения — 31%;
снижение мотивации к обучению, лень — 27%;
риск плагиата и списывания — 26%;
ухудшение критического мышления — 25%.
Выводы экспертов ВЦИОМ
Исследование демонстрирует амбивалентность общественного мнения: россияне видят как потенциал, так и угрозы ИИ в образовании. Перед обществом стоит задача найти баланс между запретительными мерами и бесконтрольным использованием технологий.