Культура

Борис Гребенщиков записал альбом «Знак огня» в пяти странах

Сольные диски БГ заметно отличаются от того, что он делает в «Аквариуме». Легендарная группа, в которой из «золотого состава» остались только лидер-основатель и басист Александр Титов, приросла другими хорошими музыкантами. А на перкуссии играет сын самого Гребенщикова — Глеб.

Но «Аквариум» — стабильный коллектив: музыканты собираются вместе в своей студии, коллективно работают над аранжировками, доводят до записи креативные идеи и замыслы шефа. У них полное взаимопонимание и умение так дополнять друг друга. Все песни «Аквариума» звучат совершенно и отточенно.

Такой перфекционизм — дело нелегкое, поэтому запись альбомов обычно растягивается на несколько месяцев. Зато сейчас у «Аквариума» в работе сразу несколько новых дисков. И кажется, никто точно не знает, какой из них будет завершен раньше других, даже сам лидер… Может быть, как раз — «Аквариум in Dub», в работе над которым принял участие культовый 84-летний реггей-музыкант с Ямайки Ли «Скретч» Перри.

В сольных работах БГ совсем другой: пишет песни, загружает в свой компьютер их разные студийные версии, отличающиеся по аранжировкам, составу ансамбля, настроению. А попутно ищет оптимальное звучание, студии, музыкантов, с которыми ему хотелось бы сыграть… Это такой уже абсолютно странствующий вариант БГ, оттого этот альбом и создавался семь лет.

Трек лист «Знака огня» немного удивляет. В нем есть уже хорошо известный сингл «Баста Раста», теперь переписанный заново: грохочущий, с индустриальными тембрами и тяжелой, с колючими ритмами и рифмами поступью. Отчасти рэперский. Есть песня «Мое имя пыль», которую БГ сочинил на Кубе, куда полетел, потому что хотел поиграть с местными музыкантами. И еще одно реггей, которое мы тоже прежде слышали — «Изумрудная песня», позитивная, драйвовая. Но не в этой версии, поскольку теперь БГ отыскал для трека звездную ритм-секцию с Ямайки: Слая Данбара и Робби Шекспира из группы Sly & Robbie. Музыканты специально прилетели в Лондон, где записывался лидер «Аквариума». Может, по дружбе, а скорее — из любопытства: им интересно было узнать, как играют их в корневую музыку в России. Мэтрам понравилось. Уверен, что и сам БГ из любопытства полетел бы, например, на Занзибар, если бы какой-то хор вождей захотел записать его «Старика Козлодоева».

Пытливость и неугомонность — наверное, не причуды, а обязательные качества музыкантов, которые постоянно хотят развиваться, двигаясь дальше. Кстати, песня с названием «Двигаться дальше» — классика «Аквариума», с альбома 1984 года «День Серебра». Хорошо, что БГ ничего не забывает…

А при записи диск «Знак огня» лидера «Аквариума» занесло и в Израиль. Он сыграл в Иерусалиме два концерта с мексиканским гитаристом Омаром Торресом, прежде выступавшим с Томом Уэйтсом, а затем пригласил сыграть вместе с собой на песне «Не судьба». И Омар согласился.

В итоге новый альбом записывался в пяти разных странах: России, Англии, Израиле, США и на Кубе. И он получился столь разноплановым по стилям: от реггей, даба, рока, латинской музыки, фрагментарно соединенных рэпа и индастриала. Есть и «русский шансон», или точнее — следование бардовским традициям, спетая под акустическую гитару «Масала Доса», в которой есть жонглирование парадоксальными рифмами и погружением в затеи абсурдистской поэзии…

Текст: Александр Алексеев