Эксперты рассказали, есть ли альтернатива ЕГЭ
ЕГЭ и репетиторы — самая, пожалуй, обсуждаемая тема в любой семье, где есть школьники. Но настоящий ажиотаж вызвало предложение одного из депутатов: создать электронную репетиторскую платформу и выделять ученикам сертификаты по 100 тысяч рублей для подготовки. Почему эксперты считают эту инициативу вредной? Как сломать систему натаскивания на ЕГЭ? И есть ли альтернатива Единому госэкзамену?
— Вижу здесь очень большие риски. Создать государственную систему репетиторства — значило бы фактически расписаться в бессилии школы. В том, что она со своей задачей не справилась. А это не так, — рассуждает директор Института развития образования НИУ ВШЭ Ирина Абанкина. — Большая часть старшеклассников берут частные уроки вовсе не потому, что рискуют не сдать выпускные экзамены. Цель репетиторства — натренировать на максимально высокий балл для поступления в вузы.
А все потому, что ЕГЭ — испытание с действительно высокими ставками. На кону сотни тысяч, а то и миллионы рублей, которые придется выложить за платное обучение в вузе, если ребенок не поступит на бюджет. Средняя цена часового занятия по математике или английскому в Москве — примерно 1500-2000 рублей. В регионах можно найти хорошего преподавателя раза в два дешевле. Но — как повезет.
— Пандемия сильно подогрела эту тему. После удаленки репетиторы нужны многим. Моя старшая дочь в 9-м классе, и каждую неделю у нее занятие с преподавателем по математике, курсы по биологии. В среднем выходит 8-10 тысяч рублей в месяц. А в 11-м классе придется брать уроки по всем предметам ЕГЭ, — говорит член экспертно-консультативного совета родительской общественности при столичном департаменте образования и науки Татьяна Суздальницкая. — Но это вовсе не значит, что школа плохая. Просто есть темы, которые ребенку нужно «разжевать». Я оканчивала школу много лет назад и уже тогда занималась с двумя преподавателями. Конкуренция за место в хорошем вузе была и будет всегда. А пока есть конкуренция, будут и репетиторы.
— Сын занимается с частником с 4-го класса. Причины? Школьный учитель математики не понимал ребенка, считал его слабым и не замечал на уроках. В дневнике были тройки и двойки. К 7-му классу репетитору удалось вывести сына на твердую четверку, — делится мама из Перми Елена Носкова. — Так что дело не только в ЕГЭ: школе не хватает индивидуального подхода. Если родителям будут давать сертификат в 100 тысяч рублей, никто не откажется: я уже потратила на репетиторов гораздо больше.
— Подобные предложения — обычный популизм. Даже если предположить, что система образования получит подобные дополнительные средства, государству нет никакого смысла брать на себя риски частного бизнеса. Нет смысла создавать параллельную школе структуру, качество преподавания в которой невозможно проконтролировать, — убеждена Ирина Абанкина.
Что, если не ЕГЭ?
— До ЕГЭ у вузов была монополия на подготовку детей к поступлению. Университеты зарабатывали на своих курсах, а преподаватели — на репетиторстве. Вернуть старую систему — значит вернуть высокие коррупционные риски, а заодно резко сократить образовательную мобильность внутри регионов, — говорит директор ЦЭНО ИПЭИ РАНХиГС Татьяна Клячко. — Пока альтернативы ЕГЭ я не вижу. Несмотря на все недостатки этого экзамена. Учителя и ученики уже привыкли к ЕГЭ — система тонко настроилась. Не нужно ее ломать, дайте школе спокойно поработать хотя бы несколько лет без потрясений. Давайте не забывать и другое: ЕГЭ — это «социальный лифт», благодаря которому у ребят из провинции появилось больше шансов поступить в сильные столичные вузы.
Алихан Динаев, учитель обществознания и права, руководитель педагогической мастерской ЧГПУ, «Учитель года России-2018»
— Когда у вас 30 старшеклассников, то индивидуальное обучение — это скорее недосягаемая цель и мечта, чем реальность. Но инициатива — выдавать сертификаты на репетиторство — кажется мне слишком сложной и дорогой. В прошлом году в РФ было 710 тысяч выпускников. Выделив каждому по 100 тысяч рублей, государство потратит 71 млрд рублей. Я-то только рад, если такие суммы будут направлены в систему образования и материально поддержат педагогов. Но думаю, что есть более эффективные способы их использования. Лучше отдать эти деньги школе, а не репетиторам или электронным платформам.
Тем более что интернет просто завален онлайн-уроками, видеокурсами, тестами, чек-листами и другими материалами.
Текст: Ксения Колесникова