Изучаем литературное наследие А.С.Грибоедова
«Литературное наследие, проблемы и перспективы увековечивания памяти А.С.Грибоедова» — такова была тема обсуждения участниками заседания секции конференции «Евразийская дипломатическая миссия А.С.Грибоедова».
Фонд культурного развития А.С.Грибоедова выступил организатором данной конференции, пленарное заседание которой должно состояться в городе Москве.
Прологом к научному собранию стали два мероприятия 19 марта 2021 года — молодежная секция конференции, проведенная на базе СОШ № 4, в г. Звенигороде Московской области и литературная сессия во Дворце культуры «Содружество», г. Москва.
Учащиеся и педагоги коллективов звенигородских школ NN1, 2 и 3 подготовили специально к конференции замечательные постановки отрывков комедии » Горя от ума», звучали не только доклады обучающихся и педагогов, но и стихи, вальсы. Школьники проявили отличное впечатление своей вовлеченности в изучение дипломатического и культурного наследия А.С.Грибоедова.
«Литературное наследие, проблемы и перспективы увековечивания памяти А.С.Грибоедова» — заседание секции конференции «Евразийская дипломатическая миссия А.С.Грибоедова», Дворец культуры «Содружество», г. Москва.
Высоким поэтическим слогом открыла заседание секции член Союза писателей России Е.Д.Антонова, тема ее выступления «Драматургические сочинения А.С.Грибоедова – от водевиля до комедии». Писатель представила литературный анализ ранних грибоедовских трудов – комедии «Студент», «Притворной неверности» (совместно с А. А. Жандром), комедии «Своя семья, или замужняя невеста» (соавторы А. А. Шаховской и др.), водевиля «Кто брат, кто сестра, Или обман за обманом» (создана совместно с П. А. Вяземским). Водевиль как жанр литературного творчества сыграл тогда огромную роль в формировании репертуара русского драматического театра XIX века. Жанр был популярен настолько, что оказал влияние не только на развитие драмы, «но и на судьбы самих авторов и исполнителей спектаклей» — сказала Е.Д.Антонова. Докладчик сделала вывод, что каждое произведение Грибоедова требует специального текстологического анализа, это безусловно относится и к созданным им водевилям.
Писатель, заслуженный работник культуры РФ В.А.Коростелева творчески продолжила мысли, высказанные в предыдущем выступлении. Доклад был посвящен афоризмам Грибоедова, которые вошли в повседневный обиход многих поколений россиян. На примере школьной программы В.А.Коростелева раскрыла смысл некоторых крылатых выражений, которые с трудом воспринимаются молодым поколением, но важны с точки зрения восприятия дворянской культуры XIX века.
«Горе от ума» как образец драматического произведения для репертуарных театров России» — тема доклада кандидата филологических наук Э.А.Егоровой. Исследователь сделала вывод о том, что с комедией Грибоедова, как и пушкинского «Бориса Годунова» началось становление реалистического периода в истории русской литературы, успех произведений был вызван невиданным до той поры совершенством художественной формы комедии.
Вопросы влияния творчества А.С.Грибоедова на литературный процесс, национальный театр был освещен в выступлении драматурга, члена Союза писателей России Ц.А.Балакаева. Творческие искания А.С.Грибоедова, предпринявшего одно из своих последних путешествий, в Крым раскрыл в докладе писатель Л.А.Дубинец. Докладчик уделил внимание литературным задумкам великого дипломата и драматурга, сделанным им во время «крымского скитания» – были созданы наброски к новому сочинению о героях 1812 года.
На секции прозвучали доклады на общеполитические темы, раскрывающие вклад А.С.Грибоедова в международные экономические, социальные, демографические задачи, стоявшие перед Российской империей на новых территориях в Закавказье. Это сообщения С.Н.Санникова, заместителя главного редактора журнала «Персона страны» — «Экономическое положение Персии после заключения Туркманчайского договора с Российской империей» и М.М.Синомяна, председателя Фонда евразийского сотрудничества – о вкладе А.С.Грибоедова в сохранение армянского народа.
Весьма интересным опытом создания скульптуры А.С.Грибоедова поделилась в своем сообщении скульптор, член «Арт Грибоедов клуба» Мила Закатова. По заказу Фонда культурного наследия А.С.Грибоедова она работала над скульптурным изображением автора «Горя от ума». Особенность и нюансы работы в стилистике мелкой скульптурной пластики, содержащиеся в выступлении, были с большим интересом восприняты участниками заседания секции.
С творческими задумками о создании документально-художественного фильма о путешествиях А.С.Грибоедова в Закавказье и Крым поделилась продюсер Ж.В.Дымченко. Сотрудники Фонда А.С.Грибоедова А.В.Савилова и А.С.Чертков сделали обобщающие доклады о проектах грибоедовского фонда о увековечиванию памяти А.С.Грибоедова, которые вносят популяризирующий вклад в дело развития гуманитарного сотрудничества на постсоветском пространстве, в странах Евразийского экономического сотрудничества.
Участникам работы литературной секции был представлен специально подготовленный для данного случая танцевальный номер «Грибоедовский вальс» в стилистике исторического бального танца – хореограф, кандидат педагогических наук С.А.Жукенова.
Проект Фонда культурного развития А.С.Грибоедова «Евразийская дипломатическая миссия А.С.Грибоедова» осуществляется при поддержке Фонда президентских грантов.
Текст: Юлия ШЕСТАКОВА