Культура

Музейные блокбастеры нового года

Половина обещанных выставок в прошлом году так и не открылась. А часть открывшихся закрылась буквально через день. Сразу несколько выставок перекочевали в планы нового года. К ним добавилось несколько многообещающих международных межмузейных проектов — первые ласточки постпандемийной эры.

                    Роберт Фальк. Новая Третьяковка. До 23 мая

Настолько масштабной музейной ретроспективы Роберта Фалька (1886-1958), пожалуй, еще не было. На выставке — более 250 графических и живописных работ разных лет из Третьяковской галереи, музейных и частных собраний России и Армении. Фальк, наряду с Фонвизиным и Фаворским, был знаковой фигурой для тех, кто искал свой путь в искусстве не на проторенных путях соцреализма. Он оказался связующим звеном между мастерами «Бубнового валета», авангарда и художниками оттепели, между живописью Франции и России, между старыми мастерами и современным искусством. Его modus vivendi, замкнутый, скромный, аскетичный, для которого искусство было и смыслом, и целью, послужил той моделью жизни художника, который «сам свой высший суд». Фальк стал одним из самых авторитетных художников и оказал огромное влияние на художников даже 1970-1980-х.

«Билл Виола. Путешествие души». ГМИИ им. Пушкина. Март — июнь

Билл Виола соединил страстный интерес к искусству Возрождения с увлечением новыми цифровыми технологиями. Этот пионер видеоарта готов соперничать с самим Микеланджело. В 2019 году на выставке в Королевской академии Лондона видеоинсталляции Билла Виолы встречались с рисунками Микеланджело и мраморным тондо «Мадонна с младенцем и юным Иоанном Крестителем» из собрания Академии.

В России его видеоинсталляция «Море безмолвия» приобретена для Эрмитажа, где она показывалась на выставке в 2014 году. А первый раз в России работа Билла Виолы «Встреча» появилась на первой Московской биеннале современного искусства в 2005 году, как раз в залах ГМИИ им. Пушкина. На нынешней выставке «Билл Виола. Путешествие души» впервые здепокажут видеоинсталляции «Огненная женщина» (2005), «Квинтет изумленных» (2000) и четыре работы из серии «Мученики» (2014). Лучшего героя для направления «Пушкинский XXI» трудно сыскать.

«Альбрехт Дюрер. Шедевры Гравюры». Исторический музей. Март — июнь

Российско-итальянский проект откроется в Историческом музее, который в этом году отмечает 150 лет со дня основания. Выставка гравюр Альбрехта Дюрера из коллекции Городских музеев Брешии станет первой в международном проекте ГИМа с итальянскими музеями. Он так и называется — «Сокровища музеев Италии в Историческом музее» и рассчитан на несколько лет. Среди 146 гравюр Дюрера, которые будут показаны на выставке, пять — из собрания Исторического музея. Знаменитые листы из серии «Апокалипсис», «Меланхолия», «Адам и Ева» — сегодня эти гравюры Дюрера воспринимаются, словно актуальный коммент из поста в Instagram.

Алексей Венецианов. Инженерный корпус Третьяковской галереи. Сентябрь

Более 170 живописных и графических работ из собраний ГТГ, ГМИИ имени А.С. Пушкина, Русского музея, Эрмитажа, музея-заповедника «Павловск», музея Константиновского дворца, Тверской картинной галереи и других музеев России напомнят о замечательном мастере. Алексей Венецианов, землемер, который стал русским барином. Он открыл крестьянскую тему для отечественной живописи, щедро внеся в сюжеты сельской жизни созерцательность и мечтательность романтического толка. Одержимый идеей воспитания молодых талантов из народа, он создал собственную художественную школу. На выставке можно будет увидеть работы его учеников, в частности, А.В. Тыранова, А.А. Алексеева, Ф.М. Славянского, Г.В. Сороки…

«Монпарнаски». ГМИИ им. А.С. Пушкина. Лето — осень

Показ художников «Парижской школы» — одна из прекрасных традиций Пушкинского музея. Новая выставка представит прежде всего наследие художниц, работавших на Монпарасе, среди которых скульптор Хуана Мюллер и грузинская княжна Вера Пагава, которая будет представлять Францию на Венецианской биеннале 1966 года, Вера Рохлина — ученица Ильи Машкова и Александры Экстер, дочь португальских дипломатов Мария Элена Виейра да Силва, которая стала французской художницей, Эрмина Давид — правнучка Жака-Луи Давида, наши Соня Делоне и Мария Маревна, Мария Бланшар и Мари Лорансен… Скорее всего, тут будет два выставочных сюжета: женщины как музы и отношения художниц с Музой, то есть их собственное творчество, заслуживающее внимания не только историков искусства.

Михаил Врубель. Третьяковская галерея. Ноябрь

Три этажа Новой Третьяковки, более 300 произведений Михаила Врубеля (1856-1910) из 14 российских и зарубежных музеев, в том числе 100 работ из Русского музея, — таков размах ретроспективы Врубеля. Она обещает стать мегапроектом года. Как говорят кураторы, их цель — понять, что в творчестве мастера «закономерно» и поддается объяснению с позиций искусства его времени, а что, по словам Александра Блока, «похищено у вечности». Жизнь Врубеля похожа на увлекательный и трагический роман, его можно назвать «идеальным художником», чей корпус творений является, по сути, одним совершенным произведением. На выставке представлены его живопись, графика, панно и скульптура, майолика и фотографии, театральные костюмы…

Текст: Иван Владимиров

Фото: Александр Корольков

Источник : rg.ru