Регионы

Отряд врачей спешит на помощь

Для спасения жизни дорога каждая секунда. И тогда на помощь приходит санитарная авиация. В Якутии 13 из 34 муниципальных районов относятся к арктическим. Среднее расстояние от центральной районной больницы до врачебной амбулатории или ФАПа составляет 100 км. В более чем 200 населенных пунктах оказание экстренной медицинской помощи возможно только с использованием санитарной авиации.

Медицина катастроф

Директор Центра медицины катастроф Владимир Сотников

Вот уже более десяти лет главным врачом Республиканского центра медицины катастроф работает Владимир Андреевич Сотников, врач высшей квалификационной категории.
По его словам, задача медицины катастроф – оказание медицинской помощи пострадавшим в чрезвычайных ситуациях, а также в условиях массового появления пострадавших или заболевших. В подобных условиях зачастую складывается ситуация «один врач — множество больных», в отличие от остальной медицины, где обычной является практика «один врач — один больной».

– До нынешнего года работало шесть филиалов по районам республики: в Среднеколымске, Тикси, Нюрбе, Мирном, Нерюнгри, Магане. В этом году открылся седьмой в Ленске. У нас заключены три договора с авиакомпаниями «Полярные авиалинии», «АЛРОСА» и «Дельта К». «Полярные авиалинии» обслуживают центральные, заречные улусы, группу вилюйских, а также северные, арктические. «Дельта К» взяла на себя южную часть Якутии – Алданский, Нерюнгринский, Олекминский районы и Усть-Майский район. «АЛРОСА» летает в западные районы республики, – рассказывает главный врач.

Обычно пациентов доставляют на вертолетах МИ-8 и Ми-8-МТВ, а также на самолетах Л -410, АН -38, на дальние расстояния используется АН-24. Техника получена в рамках проекта «Обеспечение своевременности оказания экстренной медицинской помощи гражданам, проживающим в труднодоступных районах РФ».

– Спасибо Главе региона Айсену Николаеву и нашему профильному министерству за поддержку и внимание! — говорит Сотников.

Судя по статистике, вызовов из года в год становится больше. Так, в 2018 году их было 1560, в 2019 – 1641 и за пять месяцев 2020 – уже 656. Из них обслужено: в 2018-м – 1473, в 2019 – 1566, в 2020 – 641. Некоторая часть пациентов после консультаций посредством телемедицины остается лечиться в центральных улусных больницах.

По словам главного врача Владимира Сотникова, по количеству обращений 1-е место занимают сердечно-сосудистые заболевания, 2-е – травмы и 3-е – беременные женщины.
Также немало вызовов и для детей. Так, в Якутск санрейсами доставлены в 2018 году 483 ребенка, в 2019-м – 383, в 2020 – 135.

– Наши врачи также проводят операции на местах, если тяжелобольного невозможно транспортировать. В 2018 году было проведено 215 операций, в 2019 – 205, а за эти пять месяцев – 68. Врачами медицины катастроф работают только опытные профессионалы своего дела, – гордится коллегами Владимир Андреевич.

Катастрофы, наводнения…

Врачам всегда трудно вспоминать особо тяжелые случаи. Катастрофы, наводнения, и всегда есть пострадавшие.

– Их много и случаются практически каждый день. Из особо запомнившихся – крушение воздушного судна МИ-8 в Усть-Янском улусе в 2013 году. Тогда пострадало 28, погибло 24 человека. Из Верхоянского филиала сразу вылетела бригада врачей в составе семи человек, из Якутска – бригада травматологов, анестезиологов, нейрохирургов. Погодные условия не позволили приземлиться на месте катастрофы. Шел густой снег, был туман… Наши вертолеты приземлились один в трех, второй в пятнадцати километрах от потерпевшего крушение вертолета. Но врачи справились, помогли пострадавшим, эвакуировали людей, – вспоминает он.

В рамках Национального проекта «Здравоохранение» на своевременное оказание экстренной помощи жителям труднодоступных районов Якутии ежегодно выделяется немалая сумма – в последние три года по 450 млн рублей. В этом году – 350 млн.

Вертолет Ми-8 МТВ оснащенный медицинским модулем

Специальные вертолеты оснащены современным оборудованием, которое позволяет проводить в полном объеме весь комплекс реанимационных мероприятий и инфузионную терапию, следить за всеми жизненными показателями пациента, перевозить больных, нуждающихся в искусственной вентиляции легких, а также детей, включая младенцев с первого дня жизни.

Это позволяет транспортировать крайне тяжёлых пациентов, которых раньше невозможно было эвакуировать, и начать специализированное лечение уже во время полёта.
По словам главного врача, планировалось применение и легкомоторных самолетов, но, к сожалению, не хватает экипажей, и, кроме того, самолетам негде садиться.

– Если в советское время практически в каждом населенном пункте были порты, площадки, то сейчас, увы, большинство из них не функционирует. Наши вертолеты, самолеты могут приземляться только в районном центре. Из 600 с лишним населенных пунктов республики только 106 отвечают федеральным требованиям авиавоздушных перелетов. Таким образом, ночью мы можем вылететь только в улусный центр, а в наслеги нет, – говорит Владимир Сотников. – И это проблема.

Летать дорого

Есть и другая проблема – дороговизна летного часа. В прошлом году один летный час стоил 275 тысяч рублей, в этом – уже 295 тысяч.

– Тарифы авиакомпаний очень дорогие. Получается, практически каждый вылет, даже, казалось бы, в рядом находящийся Мегино-Кангаласский улус, но в его отдаленный наслег, стоит порядка миллиона и даже больше, – вздыхает главный врач.

– Не предусмотрено питание для врачей медицины катастроф. А ведь зачастую они улетают прямо с дежурств, после рабочей смены, не успев даже перекусить. На месте тоже не до питания, ведь счет идет на минуты. Дорога каждая секунда, чтобы спасти жизнь человека, а затем опять лететь обратно. Получается, врачи могут сутки находиться без еды, – переживает за коллег Владимир Андреевич. – Каждый год поднимаю этот вопрос, а воз и ныне там. А все потому, что на федеральном уровне нет нормативно-правовых документов по санавиации, – говорит Владимир Сотников.

В этом году Республиканскому центру медицины катастроф выделили здание, и они переехали в 202-й микрорайон. «Центр», – радуются врачи.

При центре работает школа: опытные специалисты обучают всех желающих основам оказания первой медицинской помощи. «Это надо знать и уметь всем. Ведь 90% спасения пострадавшего – вовремя и умело оказанная первая помощь», – уверены они. Радуются, что учиться приходят не только представители МЧС, ФСБ, МВД, но и студенты, домохозяйки, журналисты, преподаватели.

Занятие в школе медицины катастроф

Во время пандемии выполнено около тридцати рейсов, доставлено 48 людей, из них двое детей, заболевших новой коронавирусной инфекцией.

– Для этих целей выделены два воздушных борта и одна бригада врачей, – говорит Владимир Сотников.

– Были нестандартные случаи?

– Их много. Запомнился один случай, когда роженица из Кобяйского улуса родила ребенка прямо в вертолете.

– Все обошлось?

– Конечно, а как иначе? Наши врачи готовы к любой ситуации.

Не бывает легких больных

Василий Заровняев

Василий Заровняев – врач анестезиолог-реаниматолог Республиканской больницы № 2 – Центра экстренной медицинской помощи, врач высшей категории. Также он работает в Республиканском центре медицины катастроф.

Буквально на днях он в составе бригады врачей вылетал в село Майя к пациентке с сахарным диабетом.

– Женщина находилась в тяжелом состоянии, у нее было септическое нагноение на фоне сахарного диабета, после операции она была подключена к аппарату искусственной вентиляции легких. Мы провели осмотр на месте, стабилизировали состояние и затем привезли в Якутск и госпитализировали в Республиканскую больницу № 2, в отделение гнойной хирургии, – рассказывает Василий Александрович.

Больше всего вылетов бывает в мае, когда закрывается переправа и начинается бездорожье. Такими вот экстренными налетами врач побывал практически во всех улусах республики.
– У нас не бывает легкой, средней тяжести больных. Все тяжелые. На месте многим требуется скорая медицинская помощь, и только потом принимается решение о транспортировке. Бывает и так, что операции врачи проводят сразу, безотлагательно на месте. Счет идет на минуты, секунды, – говорит он.

– Запомнился один тяжелый случай: в одном из промышленных районов республики маленький ребенок выпал из окна пятиэтажного дома. Совсем малыш, слава богу, выжил, помощь была оказана вовремя, – радуется Василий.

По словам врача, первое место по заболеваниям приходится на сердечно-сосудистые: инфаркты, инсульты.

– На своей основной работе в Республиканской больнице №2, честно признаться, устаю больше, у нас там постоянный поток больных. А летать в составе бригады врачей по улусам – это бесценный опыт, – уверен реаниматолог.

Врачи признаются, что только в самолете, пока летят к пациенту, они и могут отдохнуть от тяжелой работы. В большинстве случаев на экстренный вызов приходится вылетать сразу после дежурства. Часто врачи даже не успевают перекусить.

– Что я делаю во время перелета? Обычно сплю, читаю книги, планирую дела, ведь у нас практически нет свободного времени. Или на основной работе трудишься, или срочно вылетаешь на вызовы, приходится таким образом приспосабливаться к обстоятельствам, – признается Василий Александрович.

В Республиканском центре медицины катастроф Министерства здравоохранения РС(Я) для каждого врача, фельдшера всегда готов свой «тревожный чемоданчик», необходимый для вылета. Вертолеты также оборудованы самим современным оборудованием для спасения жизни человека.

– Мы не знаем, что нас ожидает, каждый случай уникален, поэтому психологически надо быть готовым ко всему. Важно не растеряться. Моя цель – обеспечение жизненно важных функций человека. Следить за дыханием, давлением и так далее, – говорит врач. – Реаниматолог должен быть спокойным, не теряться в любой ситуации, четко знать свое дело, я стремлюсь к этому. От меня зависит жизнь человека, всегда помню об этом. Всякое бывает, тяжело сообщать родственникам о смерти их близких, но нам приходится это делать. В реанимации это случается нередко. К такому не привыкаешь…

– Были ли случаи, когда ваши пациенты умерли на борту?

– Нет. Конечно, всякое может случиться, но такого быть не должно, в противном случае это будет считаться недооценкой состояния пациента, то есть ошибкой реаниматолога. Тяжелых нельзя поднимать на борт, для начала надо стабилизировать их состояние, – отвечает он.

Василий Заровняев

Василий Заровняев признается, что на выбор профессии повлияла мать, учительница биологии и химии. И отец – учитель физики. По этим предметам Василий хорошо учился в школе и хотел стать спасателем, так что, можно сказать, мечта сбылась.

– Я люблю свою работу. Мы не ждем благодарностей от пациентов, ведь многие из них даже не помнят нас. Если человек спасен, это для нас – благодарность. Если мы помогли ему, значит, все хорошо, – говорит Василий Александрович.

Профессиональный спасатель

Выпускник Якутского медицинского колледжа, старший фельдшер Центра медицины катастроф Максим Тойтонов работает здесь полных восемь лет. После окончания учебы работал спасателем в МЧС, спасателем-водолазом, потом перевелся в аэромобильный отряд, пока не оказался в Республиканском центре медицины катастроф.

– Сейчас в должности старшего фельдшера мне больше приходится заниматься бумажной работой, обеспечением лекарствами. В последнее время в связи с новой коронавирусной инфекцией ищем средства защиты, дезсредства, обеспечиваем дезинфекцию транспорта и так далее, – рассказывает он.

– Что запомнилось наиболее сильно?

– Даже не могу сказать… Спасаем людей, и это становится привычным. В Булунском районе в Тикси участвовал в спасательной операции в экстремальных условиях, часто вылетаю с бригадой на большие мероприятия: ысыахи, спартакиады, соревнования, там тоже дежурим. В позапрошлом году работал во время паводка в Усть-Майском районе, в селе Кюпцы. Там мы развернули передвижной пневмокаркасный госпиталь и лечили население. Много ведь больных было, весна, ОРВИ, простуда, люди жили в палатках, а погода стояла холодная, шел снег, –вспоминает Максим Николаевич.

Оценка состояния больного во время полета

Порой врачам медицины катастроф приходится спасать десятки пострадавших во время авто- и авиапроисшествий. Тут важно не только быстро оказать первую помощь, но и определить, кому она нужна в первую очередь в зависимости от полученных травм.

– Самое главное в нашей работе – ответственность. У нас тяжело работать женщинам, поскольку, помимо психологических нюансов, много тяжелого физического труда. К слову, один только «тревожный чемоданчик» весит двадцать килограммов, – говорит фельдшер. —Так что люди быстро устают, остаются самые верные профессии энтузиасты.

– А вызовов много, каждый день от трех до десяти, – продолжает Максим Николаевич. – У нас нет выходных, наши врачи готовы лететь в любое время суток.

– Тогда вообще нельзя расслабиться? Даже вино выпить?

– Конечно же, нет. Лично я вообще не употребляю, – смеется спасатель.

– Как жить в таком экстремальном ритме?

– Отдыхаем во время отпуска. Спасает хобби, играю на гитаре, пою, – улыбается он.

Источник © Yakutia-Daily.ru