Наука

Великая Северная Экспедиция и наука в России

Три столетия назад происходили события, определившие многие направления в обустройстве жизни нашей страны на базе научных знаний.
Два Указа императора России Петра I от 1724 года учредили в России академию наук и инициировали первый глобальный научно-
исследовательский проект в истории человечества, осуществленный по государственным планам, за счет государства, с привлечением к участию в
нем европейских ученых и специалистов.

Великая Северная Экспедиция подвела итог формированию географических представлений о планете Земля. Она же дала мощный импульс развитию
Сибири и всей России, позволила осознать свою миссию и ответственность за территории, которые нам уготовила наша историческая и географическая
судьба на планете Земля. Она же является блестящим примером и доказательством того, что когерентное, осмысленное сочетание политической воли и правильного научного замысла могут творить рукотворные чудеса.

В нашей стране это потом многократно повторилось при строительстве Транссибирской железнодорожной магистрали, событиях после Гражданской войны 1918-1921 годов, грандиозными успехами после Великой Отечественной войны в освоении ядерных технологий замкнутого цикла, открытии космической страницы в истории человечества, строительство Единой энергетической системы на одной шестой части суши планеты, создании за считанные годы космической инфраструктуры Земли, строительстве в ближнем Космосе обитаемого научно-исследовательского комплекса «Мир».

Старт этим событиям был задан 300 лет назад.
Указы Петра I заложили основы и порядок поддержки со стороны государства научных исследований и художественного творчества в нашей стране. Это были последние Указы Великого Реформатора. Выполнялась воля императора после его смерти. Сегодня мы можем со всей определенностью утверждать, что этих двух Указов достаточно, чтобы благодарная народная память о нем в России хранилась вечно.

 Петр Великий это не миф, отделенный от нас туманом многих столетий. Это конкретная историческая личность, о нем точно известно, что он состоял из плоти и крови, как и все его подданные, имел множество не самых лучших человеческих качеств. Достоверность фактов о его невоздержанности, порой дикой необузданности в гневе, лихорадочной активности с очевидно ошибочными последствиями для миллионов своих современников не вызывают сомнений. Это не сказки, мифы и легенды, а факты истории нашего Отечества, отраженные в документах, исторических фактах и достоверных свидетельствах очевидцев. Знания о них смутили А.С.Пушкина, которому император Николай I поручил провести историческое исследование (госзаказ) о правлении великого предка, открыл все архивные данные. Есть предпосылки считать, что знания о них стоили ему жизни [4].

Сегодня у нас достаточно оснований для утверждения, что царю Петру, Великому и Первому гражданину, учрежденной им империи, можно простить многие человеческие слабости за два Указа 1724 года.

В стране создали Академию наук и художеств в Санкт-Петербурге и снарядили ученых в Великую Северную Экспедицию (ВСЭ) под руководством Витуса Беринга. Спланировали и обеспечили всем необходимым за счет царской казны. Выражаясь современным языком за счет государственного бюджета страны под названием Российская империя со столицей в Санкт Петербурге. Казна (госбюджет) наполнялась трудами всех коренных народов империи. Указы императора полностью соответствовали интересам всех его подданных, их потомков, то есть и нас с вами.

Решения были продиктованы всем ходом жизни коренных народов нашей страны, стали закономерным, естественным, единственно правильным результатом многотрудных, порой кровавых, противоречивых и непоследовательных коллизий политической, экономической и общественной жизни народов гигантской северной страны на протяжении веков.

Острую необходимость обустройства жизни на базе твердых научных знаний о мире Петр I осознал с юных лет, наблюдая за нравами и интригами русского двора, при общении с иностранцами и соотечественниками в своей стране и за ее пределами. Убеждения эти укрепил он при длительных экспедициях в соседние страны, общении с капитанами, штурманами и матросами в море на равных, с корабелами на верфях в роли ученика, изучая навигационное дело не по книжкам, а на палубах, через приборы и звездное небо. В своих исследовательских экспедициях царь тесно общался со всеми сословиями, сознательно предпочитая специалистов и ученых по самым различным направлениям и отраслям. Со многими поддерживал переписку после возвращения на родину. При определении целей и задач ВСЭ важнейшую роль сыграла многолетняя переписка гениального ученого Готфрида Лейбница с российским императором [1] о развитии наук и образования в России, конкретные просьбы установить границы между Евроазиатским и Американским континентами. Сам факт высокопрофессионального, тесного и дружеского общения между императором и гениальным мыслителем, энциклопедистом, автором математического анализа, монадологии, является уникальным, весьма поучительным событием в мировой истории новейшего времени.

Переписку, факт многолетнего общения главы государства с величайшим ученым мирового уровня, надо изучить с современных нейропсихолингвистических позиций. Результаты исследований будут иметь огромное значение для познания механизмов и мотивировок при принятии судьбоносных решений для человеческой цивилизации. Дадут много важных и полезных сведений о практике и способах ведения творческого диалога между учеными и политиками, властью и научным сообществом. Весь ХХ век, наполнен драматическими событиями, причинно-следственные основы которых напрямую связаны с отношениями между научным сообществом и структурами высшей политической власти ведущих стран-участниц мирового сообщества наций.

Отношения между учеными и представителями светской и церковной власти в Европе того времени были унизительно-вассальными, или очень напряженными, нередко драматическими. Известны притеснения и гонения на Галилея, Коперника, Кеплера, Декарта, Паскаля, Яна Гуса, Спинозы и многих других ученых, без которых сегодня невозможно представить научную картину мира. Заметим, отношения между властью и учеными на британских островах имели некоторые особенности. Небезызвестный сэр Исаак Ньютон удачно совмещал научные занятия с должностью королевского астролога, ревностно относился к своим богословским трудам, не заморачивал себя этической проблематикой и опасными конфликтами с власть придержавшими. Такая «всеядность» островных представителей научного сословия может быть и стала причиной успешности англичан в практике использования научных знаний с приоритетом на разработки технологий. Такие особенности могут быть полезны. Однако они же, как показала практика прошлого века, таят в себе опасные угрозы на более длительных временных интервалах при забвении этических границ научного знания. «Островная научная традиция» в таких случаях становится неотличимой от религиозного фанатизма или эквивалентном ему современном, нигилистически-толерантном равнодушии, что удивительно сочетается с англиканской церковной традицией. От такого положения остается очень маленький шаг к самым опасным рассудочным умонастроениям для оправдания любых убеждений и поступков ради утверждения любых, сколь угодно оригинальных «островных ценностей» в интересах обитателей острова по архетипу жителя осажденной крепости. В новейшие времена эти особенности проявились со всей очевидностью. Географический и интеллектуальный центр таких взглядов и умонастроений переместился в Северную Америку, архетип островного синдрома при этом укрепился и получил дальнейшее развитие.

Отношения российского императора и немецкого ученого при обсуждении целей и задач ВСЭ явили собой практическую модель успешного применения «чисто научных знаний», ориентированных к росту общественного блага народов. Кавычками слова выделены с единственной целью, нежеланием авторов применять очень дискуссионный термин «научная истина» являющийся лукавым раздражителем для участников модных схоластически-демагогических-академических дискуссий с заведомо недостижимыми целями и результатами.

Г.Лейбниц, с его гениальной научно-практической интуицией, прекрасно понимал, что экспедиция на столь громадных территориях даст грандиозный импульс развитию по всему спектру научных знаний о природе этих неизведанных территорий, что принесет блага многим поколениям живущих там людей. Император России, всю жизнь боровшийся с алчностью московских бюрократов, понимал, что обязан дать чиновникам очень конкретное и понятное задание, не требующее от них глубоких научных познаний, но обязывающих их детально и обстоятельно позаботиться о создании условий для успехов экспедиции.

Так оно и получилось. ВСЭ оказалась необычайно результативной и успешной, получены уникальные и конкретные научные знания в географическом, климатическом, ботаническом, зоологическом, геологическом, антропологическом, геофизическом и многих других научных направлениях. Именно они дали мощный импульс для обустройства жизни людей на пространствах от Атлантики до Тихого океана, от кромки Северного океана до степей южной части Сибирских просторов, от Уральских гор до Камчатки и чукотского побережья Берингова моря.

Позволим высказать утверждение, что для мировой науки результаты ВСЭ сравнимы или превосходят результаты экспедиций Колумба и Магеллана. Действительно, экспедиции этих выдающихся мореплавателей носили явно выраженный коммерческий характер. Ехали за пряностями, золотом, шелками и экзотикой для удовлетворения потребностей царствующих особ. Искали способ хорошо заработать, получить придворный чин, славу, любые иные частные и личные амбиции. О научных исследованиях, новых знаниях и ученых никто не думал. Их использовали так же как солонину, квашеную капусту, порох и канаты. Искали путь в Индию. Находили острова и архипелаги до тех пор, пока не нашли Америку. Действовали под знаменами испанских и португальских монархов. При участии купцов, банкиров, искателей приключений и просто профессиональных морских разбойников. Изучение документов, истинных аргументов для монархов и потенциальных инвесторов экспедиции, без труда позволяет усмотреть в них весьма сомнительные с позиций этики и нравственности. Вплоть до криминальных или уголовных проектов. Многие из них были успешно реализованы. Например, массовая работорговля африканским населением, откровенный геноцид индейских народов, уничтожение древних культур под фарисейскими лозунгами римских миссионеров, извращающих христианские ценности на протяжении столетий.

До сих пор продолжаются напряженные дискуссии по поводу драматических столкновений культурных ценностей и традиций, разделенных огромными пространственно-временными дистанциями и масштабами, случившихся в ходе тех экспедиций. Сама постановка задач диффузии культур, минимизации потерь и ущерба материальных и духовных благ при таких коллизиях, постоянно расширяющейся и усложняющейся гуманитарной и социальной проблематикой, требует очень серьезных усилий всего научного сообщества. Возникают проблемы и задачи, требующие глубоких системных исследований с расширением горизонтов будущего и уточнением начальных условий, скрытых туманом неопределенности давно прошедших времен. Интерес к этической стороне научных открытий и экспедиций продолжает оставаться в фокусе всей научной проблематики в мире. Неизвестные грани этой стороны научной деятельности обнаруживаются в связи с новыми данными и результатами в палеоантропологии, археологии, молекулярной биологии, генетики, нейронауках, на стыке естественнонаучных дисциплин с культурно-гуманитарными отраслями знаний.

Памятники Христофору Колумбу начинают сносить не только в странах Латинской Америки, но и в Чикаго [2]. Отказываются от памяти обдуманно, организованно, по решению легитимных государственных органов, опираясь не на протесты и митинги, а на широкое общественное мнение…

Те же, если не более серьезные и глубокие вопросы, возникают к путешествию вокруг света Магеллана, погибшего в ходе своего плавания.

Европейские искатели новых земель принесли в них старые, хронические, нерешенные проблемы своей культуры и ранее неизвестные местному населению новые болезни.

Понимание путей к сближению культур, имеющих тысячелетние дистанции разобщенности, только в новом тысячелетии начинает проявляться как общая, конкретная, крайне чувствительная, острейшая проблема диффузии культур, актуальная для всего мирового сообщества.

ВСЭ разительно отличается в этом плане от морской экспансии европейцев в Америку. В императорских указах и инструкциях сформулированы жесткие требования к офицерам, ученым, всем участникам экспедиций искать пути дружественных контактов с местным населением, не притеснять, не унижать их, всячески избегать вооруженных столкновений, искать пути мирного решения конфликтных ситуаций. На протяжении 10 лет работы отрядов от Уральских гор до Камчатки, Сенат и Адмиралтейство непрерывно следили за выполнением этих указаний, оперативно принимали меры к наказанию тех, кто нарушал инструкции, вплоть до смены руководства отрядов и кораблей.

В контексте сказанного можно сделать вывод, что ВСЭ подвела черту под эпохой великих географических открытий, открыла принципиально новую страницу общечеловеческой цивилизации в познании самой себя. Новая эпоха требует бережного, обстоятельного и глубокого изучения среды обитания, непрерывного мониторинга параметров среды. Эти положения прямо отражены в Указах российской императрицы Анны Иоанновны, реализующих волю императора Петра. В них поставлены задачи по научному изучению флоры и фауны новых земель, климата, нравов и образа жизни местного населения, имеются специальные пункты по «замирению» конфликтных ситуаций, принятию мер к их предупреждению и погашению на самых ранних стадиях возникновения разногласий и споров. Хроники и отчеты экспедиционных отрядов убедительно подтверждают эффективное управление ходом экспедиции на протяжении многих лет. Это происходило в условиях полного бездорожья, отсутствии регулярных почтовых отправлений на территории в несколько миллионов квадратных километров, экстремальных природных и климатических условиях. Успех экспедиции был бы невозможен без масштабной и регулярной поддержки местного населения. Все обстоятельства ВСЭ разительно отличаются от экспедиций европейцев по грабительскому, кровопролитному захвату американских территорий, фактическому уничтожению уникальных древних цивилизаций, откровенному геноциду в отношении народов и культур целого континента.

Сегодня с удовлетворением и определенностью следует отметить, что все цели Великой Экспедиции были достигнуты в полном объеме. Важно понять, что основные результаты связаны не только с морским подвигами экипажей ботов «Святой Петр» и «Святой Павел» и других судов. Они бесспорны, стали основой для создания художественных произведений образов в различных жанровых воплощениях. Проведены беспрецедентные по масштабам географические, геологические, этнографические, биологические, метеорологические и другие исследования континентальных территорий на площади более 12 миллионов квадратных километров. Проводились по подробным планам, составлялись регулярные, обстоятельные доклады отчеты, разрабатывались рекомендации и предложения по развитию ремесел и промыслов, освоению территорий, привлечению к работам местных жителей на артельной, совместной основе. Можно с уверенностью утверждать, что ВСЭ исполнила позитивную, масштабную культурно-гуманитарную миссию по отношению ко всему населению империи.

Впервые в мировой истории глобальный научный проект по исследованию громадных территорий суши и прилегающих акваторий был инициирован государством, тщательно спланирован и организован, профинансирован государственным бюджетом в полном объеме. Все документы детально прорабатывались, инструкции были конкретны, не могли толковаться двусмысленно и произвольно. Впервые в мире проведены тщательная плановая подготовка, оперативное управление ходом экспедиции на протяжении более десяти лет со стороны Сената империи (обер-секретарь Иван Кирилов) и Адмиралтейств-коллегии (президент адмирал Николай Головин). Эти ближайшие соратники Петра I лично принимали решения по экспедиции, проводили кадровые назначения, давали указания губернаторам и чиновникам в Тобольске, Иркутске, Якутске, Охотске…

ВСЭ дала старт по инфраструктурному обустройству Сибири и Дальнего Востока Российской империи, арктической зоны и приполярных северных территорий в глубине азиатского континента. Местному населению были привиты трудовые навыки, расширяющие их возможности к выживанию и улучшению жизни. За научными отрядами ВСЭ двинулись купцы, землепашцы, ямщики, строители, ремесленники, учителя, врачи и их многочисленные помощники. ВСЭ инициировала мощный цивилизационный процесс, имеющий общемировое значение. Его максимум еще не пройден. Движение продолжается. ВСЭ по своему факту обозначила реперную позицию нового времени планового, поэтапного, сознательного освоения северных регионов Евразийского континента, их обустройства для жизни людей. В России впервые обозначили северный вектор мировой цивилизации, равноправный с южным, западным и восточным. Сегодня, творчески развивая богатое наследие ВСЭ на базе результатов работы научного сообщества России за три столетия, мы обязаны утвердить северный вектор цивилизации как наиболее перспективный путь наращивания новых знаний для роста общественного блага, укрепления биологического многообразия, его устойчивое развитие в гармонии с высшим результатом эволюции – разумной жизнью. Северный вектор становится по факту стартовой площадкой для мирового сообщества по освоению нового гелиогеофизического пространства за пределами свое колыбели – Земли. Это эксклюзивное, естественное право коренных народов России, почетное обременение и великая ответственность перед всеми участниками мирового сообщества одновременно.

В 2024 году произойдет еще одно событие, исполнится триста лет со дня рождения Иммануила Канта. Истоки его учения основаны на многолетней, мысленной дискуссии с Готфридом Лейбницем.  Нет сомнений, что учение этого гениального человека формировалось, в том числе, на базе оценок учеными результатов ВСЭ во второй половине XVIII века. Именно тогда были опубликованы отчеты об экспедиции на европейских языках. В эти же годы Кант закончил и опубликовал свою космогоническую теорию происхождения Солнечной системы из холодной газопылевой туманности. Известно, что И.Кант, хотя и не выезжал из родного Кенигсберга все 80 лет своей жизни, внимательно следил за важными научными событиями своего времени. Прошло почти три столетия, но его модель остается базовой для всех теоретических построений о происхождении планет вокруг нашей родной звезды, определяющей более чем на 95% энергетические балансы гелиосферы. Полеты космических роботов за пределы гелиосферы, зондирование дальнего Космоса с помощью телескопов космического базирования убедительно подтверждают исходные мотивы и космогонические представления Канта. Пояс Койпера и сферы Оорта перешли из научных гипотез в разряд астрофизических фактов. Многочисленные наблюдения процессов около Юпитера и Сатурна, эксперименты на МКС в ближнем Космосе приносят прямые и косвенные подтверждения того, что холодное состояние материи является природной универсалией, базовым условием развития, сохранения и распространения доменов жизни, технологий безопасной репликации и трансляции генетической информации при делении клетки.

Представляет интерес исследовать причинно-следственные цепочки между ВСЭ, становлением в эти годы институтов РАН и теоретическими взглядами ее действительного члена с 1794 года Иммануила Канта. Через сто лет после его избрания научные школы в России начинают формироваться по всем направлениям знаний. Наличие параллелей и корреляций очевидно. К началу XX века российское научное сообщество начинает занимать лидерские позиции в мире, оказывать конструктивное влияние на политику и практику государственной власти в сфере хозяйственной деятельности. Наметились технологии перевода научных результатов в практику реального сегмента экономики. В первой половине ХХ века в Советском Союзе был проведен обширный цикл фундаментальных научных исследований процессов в криолитозоне, гляциологии и их многочисленных прикладных направлениях, материаловедении, строительном деле, биотехнологиях. Многие результаты имели абсолютно пионерный характер, приоритеты мирового уровня не надо было никому доказывать. Старт этим работам был дан участниками ВСЭ триста лет назад с прямым и весьма благотворным участием немецких ученых, приглашенных к сотрудничеству по рекомендации и с благословления Готфрида Лейбница.

Сегодня в России фундаментальные, поисковые и прикладные исследования, связанные с проблемами холодной материи, криолитозоны (вечной мерзлоты), устойчивости биологических систем в этих условиях, космофизическими исследованиями в ближнем и дальнем Космосе, новыми материалами, машинами и техническими системами при низких температурах, агропромышленными технологиями в условиях экстремального климата и криолитозоны, экологическими системами, гуманитарными и медицинскими аспектами жизни людей в Арктике и Северных территориях России ведутся в ФИЦ «Якутский научный центр» Сибирского Отделения РАН [3].

ЯНЦ СО РАН является прямым правопреемником работ и результатов ВСЭ, духовным и интеллектуальным наследником первых двух столетий развития науки в России во всех аспектах, связанных с низкими температурами в литосфере, гидросфере, атмосфере, биосфере, экстремальным климатом, особенностями геофизических и экологических процессов на гигантских территориях суши и прилегающих акваториях Северного Ледовитого океана. Эти направления развития научного знания являются ключевыми звеньями большинства проблем и задач успешного развития России. Они же имеют важное значение для понимания общемировых трендов в природе климата, гелиогеофизических, биофизических и экологических балансов, науках о человеке, происхождении жизни, многочисленных оценок роли и места искусственного интеллекта в цивилизационном развитии.

Авторы: М.П.Лебедев, член-корреспондент РАН, В.С.Томский, кандидат технических наук.

Литература:

1.Г.Б.Корнетов Проекты Г.В.Лейбница по распространению в России образования и науки, Историко-педагогический журнал, №4, 2016, стр. 99.

2. Cregry Pratt (@ royalpratt) July 24 2020.

3. Академическая наука в Якутии 1949-2009, РАН, СО, ЯНЦ, Главный редактор А.Ф.Сафонов, автор составитель А.И.Алексеев, Новосибирск, Гео, 2009.

4. А.С.Пушкин ПСС в 10 томах, М., 1981, т.VIII, стр.5-330, 360-365, т.IX.