ПолитикаРегионы

Сергей Лавров: Мы знаем, за что мы воюем

Глава МИД России Сергей Лавров в эксклюзивном интервью заместителю главного редактора ТАСС Юлии Шарифулиной рассказал о том, почему сейчас невозможен возврат к договору с США об СНВ, объяснил, за что сражается РФ на Украине, а также дал оценку курсу Кишинева в отношении Приднестровья.

В интервью в частности говорится:

— Непосредственно по Украине я хочу вам задать даже не столько журналистский вопрос, сколько тот вопрос, с которым к нам, журналистам, приходят обычные люди. Что будет с Украиной и останется ли от нее хоть что-нибудь?

— Наверное, этот вопрос волнует любого нормального человека, который озабочен судьбами тех людей, которые живут не только на Украине, но и в целом на постсоветском пространстве. Вы знаете, здесь нет нужды повторять историю развития этого кризиса после кровавого антиконституционного государственного переворота, когда Запад решил в очередной раз сделать для России угрозу, пестуя нацистскую теорию, нацистскую практику. В данном случае это делается через руководство Украины, которое пришло к власти незаконным путем. И мы все знаем проявления русофобии, проявления откровенного расизма, когда все русское законодательно запрещается, когда нацистские организации получают прямую поддержку государства, открыто маршируют, в том числе в присутствии зарубежных гостей из западных стран, бравируя нашивками, которые воспроизводят символику дивизий СС, запрещенных приговором Нюрнбергского трибунала.

Знаете, какой еще вопрос важен, по-моему, в этой связи. Вот я сейчас об этом подумал — кто за что воюет? [Президент Украины Владимир] Зеленский добросовестно продолжает линию своих предшественников. Напомню, что после государственного переворота первым инициативным действием тех, кто пришел к власти, первой инициативой путчистов было требование отменить региональный статус русского языка, изгнать русских из Крыма. Затем были высказывания уже тех людей, которые утвердились у власти и были признаны Западом. Например, тогдашний председатель правительства Украины господин [Арсений] Яценюк называл русских на юго-востоке Украины, которые не приняли государственный переворот, нелюдями. Впоследствии господин [Петр] Порошенко, который стал президентом, бравируя своими идеями, заявлял о том, что украинский режим обязательно победит тех, кто воспротивился государственному перевороту, что дети украинцев, лояльных режиму, будут учиться в прекрасных детских садах, школах, университетах, а дети тех, кто не принял госпереворот, будут гнить в подвалах.

Ну и впоследствии сам Зеленский уже не так давно, когда его спросили, что он думает о людях, которые находятся в Донбассе, ответил следующим образом: бывают люди, а бывают существа. И вообще, продолжал господин Зеленский, если кто-то из граждан Украины ощущает себя причастным к русской культуре, русскому миру, то его совет таким людям: ради будущего ваших детей, ваших внуков убирайтесь на территорию Российской Федерации. Когда сейчас Зеленский, его камарилья при поддержке Европы, Соединенных Штатов и в целом коллективного Запада требует возвращения территорий, которые определяли границы территории Украины в 1991 году, на момент обретения ею независимости, то я хотел бы задать вопрос тем, кто потакает подобного рода призывам, — как они собираются относиться к тому, что будет с этими людьми. Невозможно себе представить, но те, кто к этому призывают, должны об этом задуматься: как эти люди, если гипотетически вдруг они снова окажутся в границах Украины 1991 года, будут себя ощущать, когда их называют существами, нелюдями, когда от них требуют забыть все русское или убираться на территорию России?

Мы, в отличие от тех, кто воюет вот за такое предназначение Украины под руководством нынешнего нацистского режима, все-таки проводим нашу специальную военную операцию как раз ради тех людей, которых угнетают в нарушение всех мыслимых международных норм и принципов, в нарушение тех основ, на которых была провозглашена независимость Украины, [где] декларация независимости прямо заявляет о том, что они хотят быть нейтральным, внеблоковым государством и будут таковым. Прямо декларируется обеспечение всех прав русских и русскоязычных и в целом национальных меньшинств, и прямо декларируется заинтересованность в том, чтобы жить в мире, добрососедстве и согласии со всеми своими соседями. Все это сейчас перечеркнуто и отдано на растерзание неонацистам, которые правят бал в Киеве.

И поэтому мы знаем, за что мы воюем. Мы знаем, что мы хотим освободить этих людей от любой угрозы, которую их жизни, их традициям, их семьям могут создавать нынешние украинские власти.