Строительство железных дорог не навредит Байкалу
Сохранность Байкальской природной территории при строительстве магистральной транспортной инфраструктуры будет обеспечена контролем за всеми процессами со стороны Минприроды. Соглашение о таком взаимодействии подписали глава ведомства Дмитрий Кобылкин и генеральный директор-председатель правления ОАО «РЖД» Олег Белозеров во вторник.
«Отсутствие обязательной государственной экологической экспертизы не означает, что экологические требования не будут соблюдены, — они прописаны в других законах и подзаконных актах, — заверил министр природных ресурсов и экологии Дмитрий Кобылкин. — Никто не хочет создать производство или построить инфраструктуру, чтобы потом нести ответственность за нарушение экологических норм. Все должны понимать, что нарушать — это себе дороже».
В июле был принят закон, изменивший особенности регулирования градостроительных, земельных и других отношений в целях модернизации и расширения магистральной инфраструктуры. В том числе, он упрощает проведения работ в местах, экология которых охраняется с особой тщательностью. Например, побережье Байкала. Это вызвало тревогу специалистов и активистов, призывавших не допустить нанесения непоправимого ущерба экологии ради достижения экономических целей.
«Восстановление лесов очень четко регламентировано, экологическая экспертиза будет у каждого проекта, — заверил Олег Белозеров. — Мы знаем не просто границы участков по каждому проекту, мы знаем там каждое дерево. И при масштабе проекта в несколько тысяч километров, на Байкале речь идет о 40 гектарах. Наша задача сделать так, чтобы с приходом железной дороги экологическая ситуация неизменно улучшалась. Поэтому мы прислушиваемся к советам экологической экспертизы и делаем больше, чем обязаны по закону.
Соглашение, подписанное Минприроды и «РЖД» позволит компании и министерству использовать более тонкие механизмы взаимодействия, отметили оба руководителя.
При этом Дмитрий Кобылкин напомнил о двух фактах. Во-первых, в XIX веке при строительстве Транссиба никакой экологической экспертизы не проводилось в принципе. И, во-вторых, в любом случае при строительстве железной дороге будет вырублено меньше деревьев, чем каждый год погибает при лесных пожарах. Но любая дорога — обычная или железная — любая инфраструктура, протянутая в лесу, позволяет значительно сократить время ликвидации возгорания. И спасти гораздо больше деревьев, чем будут изъято при создании инфраструктуры. Тем более, что весь необходимый ущерб природе будет компенсирован.
«Заключая это соглашение с РЖД мы хотим открыть занавеску, включить режим онлайн для всех заинтересованных, — добавил Дмитрий Кобылкин. — И ни в коем случае не пытаемся что-то прятать от общественности».
Текст: Алексей Дуэль
Фото: Максим Каширин