Культура

Три театральные премьеры конца февраля

Театр — место постоянного поиска и творческих экспериментов. Неожиданные смешения жанров и авторов, бесстрашие режиссеров, берущихся за спорные, даже взрывоопасные сюжеты и бесконечная любовь к театру. Обо всем этом в главных театральных премьерах конца февраля.

«Женитьба» в театре «Модерн»
Руководитель театра «Модерн», режиссер Юрий Грымов объединил в своем новом спектакле сразу три классических произведения — «Женитьба» Николая Гоголя, «Предложение» Антона Чехова и «Женитьба Бальзаминова» Александра Островского. Помимо темы брака эти произведения объединяет, нет не любовь, как можно было подумать, а исключительно поиск собственной выгоды. Кто-то женится, чтобы спастись от глобального одиночеству, кому-то нужны только деньги, а кто-то готов окунуться в семейную жизнь лишь потому, что на это его подбивают друзья.

«Для меня важно сочетать «несочетаемых» авторов. Их всех объединяет эта нелюбовь, и мы над ней смеемся. Все кандидаты на «руку и сердце» невесты — сердце отдавать не готовы, но с охотой протянут руку за выгодой. Персонажи спектакля «Женитьба» живут прошлым, они застряли в ностальгии, которая не дает им развиваться, образуя оковы», — приводит слова Грымова пресс-служба театра.

Сохранив оригинальный авторский текст ярких пьес, Юрий Грымов перенес «вечные сюжеты» в сегодняшний день, с иронией показав «пороки» и нужды современного мира. Но смех — лишь повод, чтобы по-новому взглянуть на привычные вещи.

Главную роль Агафьи Тихоновны режиссер доверил известной певице и актрисе Лолите Милявской, которая с первой же сцены поразит зрителей своим совершенно не гламурным видом. В спектакле также заняты заслуженная артистка РФ, лауреат премии «Золотая маска» Анастасия Светлова, Юрий Анпилогов, Петр Ступин, Алексей Багдасаров, Константин Конушкин, Андрей Давыдов, Денис Игнатов, Сергей Аронин.

«Балаган» в Театре Российской Армии

«Балаган» — пьеса современного американского драматурга Чарльза Мори, написанная им в 2001 году. Эта комедия, которую перевели на русский язык Ольга Варшавер и Татьяна Тульчинская, рассказывает о маленьком провинциальном театре и его артистах, которые пытаются выжить в сложных условиях, выступая в большом сарае, по-быстрому переделанному в театр. Главные герои — те, кто создает театр: художественный руководитель, заведующий труппой, режиссер, помощник режиссера, художник, актеры и стажеры театра. Каждый из них верит в свое дело, призвание и мечтает о будущем большом успеха родного театра. Но на пути много преград. Ситуации, в которые попадают герои порой комичны, даже трагикомичны, но при этом полны нежной иронии и любви к театру.

«Идея спектакля родилась в период пандемии, когда театральная жизнь замерла. Тогда появилась эта мысль: даже если в театр пойдет меньшее количество людей, он все равно нужен и важен. Нужен он его создателям прежде всего. В слове «любительский», если мы говорим о любительском театре, есть этот корень — любить. И в таком театре — настоящая жизнь, это больше, чем просто театр, это всегда общее дело, в котором есть дружба и поддержка», — рассказывает о спектакле режиссер Даниил Чащин.

И добавляет, что такой театр — это не про деньги, а про что-то гораздо более значимое.

Вместе с Чащиным над спектаклем работают художник-постановщик Анастасия Глебова и художник по костюмам Константин Шамрин. Главные роли исполняют Сергей Колесников, Денис Демин, Наталья Аристова, Анастасия Бусыгина, Мария Оамер, Анна Воропаева, Александр Аргос, Сергей Данилевич и другие.

«Благоволительницы» в Театре на Малой Бронной

Театр на Малой Бронной представляет первую в России постановку по мотивам романа Джонатана Литтелла «Благоволительницы». В свое время эта книга о Второй мировой войне вызвала бурную дискуссию в литературных кругах, стала супербестселлером и принесла автору престижную Гонкуровскую премию и Гран-при Французской академии. За постановку взялся Выпускник ГИТИСа, молодой режиссер и драматург из Беларуси Микита Ильичинка, а основой стал эскиз, представленный в рамках творческой лаборатории.

Театр на Бронной идет на художественный эксперимент, доверив молодому режиссеру перенести на сцену сложнейший почти 1000-страничный текст, наполненный одновременно и архивными документами и мифологией. Как пояснили в пресс-службе театре, спектакль рассчитан на небольшое число зрителей и будет идти в камерном формате, что исключает коммерческую выгоду. Для театра — это работа с молодыми режиссерами и продолжение творческих поисков новых для театра авторов. «В связи с чем билеты на спектакль «Благоволительницы» продаваться не будут. Вход осуществляется по приглашениям либо по заявке», — говорится на сайте театра.

«Главный герой романа, от имени которого строится повествование, Максимилиан Ауэ, — эсэсовец, офицер вермахта, борющейся со своей внутренней жертвенностью, паническими атаками и ненавистью к матери. Служба в нацистской армии проведет его через Бабий Яр и оккупированный Кавказ, разрушенный Сталинград, затем Аушвиц и Берлин — в момент его падения. Эти места -психологические этапы для Максимилиана Ауэ — интеллектуала и доктора юриспруденции. Ауэ — не фанатик идей нацизма. Его история — история заложника, человека, попавшего в мясорубку событий, который вынужден разделить общую вину и стать палачом», — рассказывают в театре о спектакле.

Над спектаклем работали художник-постановщик Маша Плавинская, видео-художник Олег Миахйлов и художник по костюмам Анна Брауде. Главную роль исполнит Дмитрий Цурский. В спектакле также заняты Марина Орел, Владимир Яворский, Мариэтта Цигаль-Полищук, Василиса Перелыгина и Сергей Кизас.

Текст: Наталья Лебедева

Фото: Владимир Федоренко